Кинословарь

Шоурил

- небольшой видеоролик (от 2 до 5 минут), содержащий отрывки основных или самых значимых работ киноталанта (актера или актрисы, режиссера, оператора и др.). Чаще всего используются эпизоды из самых ярких или последних работ. Кадры могут идти как в случайном порядке, так и иметь какую-либо логическую структуру. Главная задача шоурила - показать киноязык, стилистику и навыки таланта. Для этого также используются голосовые или текстовые комментарии, музыка и/или звуки.

Синопсис

- изложение сценария. Он может быть кратким (от 3 до 5 страниц) и развернутым (от 5 до 10 страниц), но объем текста часто зависит от запроса. Синопсис предполагает описание концепции будущего проекта, героев и конфликта. Он должен содержать завязку, основные повороты сюжета, кульминацию и развязку. Задача синопсиса показать концепцию будущего проекта и его содержание, чтобы после прочтения могла сложиться целостная картина произведения. Второй вариант определения синопсис - достаточно подробный художественный пересказ сценария, в котором отражается концепция, герои и основной конфликт. Синопсис чаще всего используется для участия в питчингах или для знакомства с проектом потенциального продюсера. Объем может варьироваться от нескольких строчек до нескольких страниц.

VoD - Video on Demand

дословно переводится как Видео по Запросу. VoD называют систему легального доступа к контенту, как онлайн так и телевизионного. К таким сервисам относятся онлайн-платформы, платформы дистрибуции, операторы платного Телевидения и телеканалы, которые выкладывают свой контент в Интернете.

Логлайн

- краткое художественное описание фильма, передающее основную идею в 1-3 предложениях. Главная цель логлайна - привлечь интерес к проекту и вызвать желание ознакомиться со сценарием.

Лихтваген

- передвижной генератор для питания освещения на время съемок на натуре. Генератор на автомобильных шасси (лихтваген) позволяет осуществлять съемки в полевых условиях, когда отсутствует доступ к электричеству, и является неотъемлемой частью спецтранспорта во время экспедиций.

Сизл

- видео, которое репрезентует ваш проект. Чаще всего он используется для защиты проекта на различных питчингах. Сизл состоит из вырезанных сцен уже существующих аудиовизуальных проектов, которые наиболее точно смогут передать атмосферу, сюжет или общую тематику вашего будущего проекта.

Интертитры

- характерные для немого кино кадры, содержащие текст, диалог или комментарий, которые вставляются между сценами для информирования зрителя или разъяснения сюжетных поворотов. До появления звука интертитры были преимущественно диалогами героев, но в современном кинематографе они стали использоваться для эпиграфа и объяснения, что произошло с персонажами после завершения истории или что с ними было до.

Тэглайн

- краткая анонсируемая информация. То есть, рекламный слоган проекта, который сопровождает картину во время различных анонсов и других PR-активностей.

Футаж

- все материалы, которые были отсняты в процессе кинопроизводства. То есть все-все сделанные кадры, из которых в дальнейшем на монтаже будет собран готовый видеопродукт.

Аниматик

- небольшое видео, состоящее из статических изображений, которые наилучшим образом могли бы показать то, какой будет та или иная сцена. Часто сопровождается текстом, музыкой или диалогами. В каком-то смысле это так же можно назвать анимированной раскадровкой.

Рибейт

- возврат части средств, потраченных на производство фильма, из бюджета региона, в котором был снят проект. Данная система является одной из самых распространенных схем для стимулирования кинопроизводства не только в России, но и в мире.

Тентпол

- высокобюджетный проект, который должен гарантированно обеспечить производящей компании высокие финансовые показатели и этим возместить возможные риски других проектов. Это может быть осуществлено как с помощью непосредственно проката, так и с помощью реализации сопутствующих товаров и/или услуг.

Контрапункт

- специальное противопоставление звука и изображения. То есть, когда одна смысловая часть (изображение) контрастирует с другой (звук). Бывает четыре вида контрапункта: 1. Сходящийся (когда закадровый звук опережает события. Часто используется в фильмах ужасов); 2. Расходящийся (когда закадровый звук сначала полностью соответствует визуальной составляющей, а затем начинает в корне ей противоречить. Ярким примером может служить сцена из фильма «Крестный отец», в которой церковные песнопения в сцене крещения постепенно становятся фоном для сцены убийств); 3. Внутрикадровый (когда закадровый звук опережает события сцены); 4. Закадровый (когда закадровый звук в корне не соответствует изображению. Часто используется для расширения пространства за счет звуков вне сцены. То есть, события происходят в помещении, но мы, например, слышим происходящее на улице, но то, что героям услышать неподвластно)

Партикабль

- высокая платформа, используемая для установки на ней камеры и/или осветительных приборов. Партикабль может быть изготовлен из различных материалов, таких как дерево, металл и др. Платформа может быть как передвижной, так и статичной. Так же партикабль может быть с автоматической регулировкой высоты. Почти ни один аудиовизуальный проект не снимается без использования партикабля.

Стедикам

- конструкция, крепящаяся к торсу оператора, которая позволяет обеспечить стабилизацию и плавное движение камеры. Стедикам также может крепиться на транспортное средство, что обеспечивает качественное изображение без какой-либо тряски. Название этого вида штатива зарегистрировано как торговая марка компании Tiffen. Но сегодня название «Стедикам» часто используется для обозначения приспособления для определенного вида съемки безотносительно фирмы производителя.

Цейтраферная съемка (таймлапс)

Сегодня цейтраферную съемку чаще называют Таймлапс. Это вид замедленной покадровой съемки, когда интервалы между кадрами четко равны между собой. Устройство, отмеряющее этот интервал и автоматически запускающее камеру, и называется цейтрафер. На сегодняшний момент для подобной съемки чаще используются цифровые фотоаппараты, большинство из которых позволяют осуществлять интервальную съемку без дополнительных устройств.

Вертикальный сериал

- сериал, каждая серия которого является законченной историей. Но часто в вертикальных сериалах присутствует сквозная линия, которая проходит через все эпизоды.

Горизонтальный сериал

- сериал, каждый эпизод которого продолжает сюжет предыдущего.

Рапид

- это эффект замедления. Он достигается с помощью съемки с высокой частотой кадров, что позволяет «замедлить время». Рапид или слоу-мо (slow motion) является одним из самых старых визуальных эффектов. Первым, кто использовал рапид, принято считать австрийского физика Августа Мюсгера. Он запатентовал свой способ замедленного воспроизведения изображения в 1904 году. В 1920-ых использование этого эффекта стало более распространенным. Примеры использования слоу-со можно найти в таких советских фильмах как «Броненосец "Потемкин"» (Сергей Эйзенштейн, 1925) и «Дезертир» (Всеволод Пудовкин, 1933). А самым ярким и известным голивудским примером применения эффекта «рапид» можно назвать массовую сцену в «Матрице». Слоу-мо позволяет насладиться деталями, которые ранее глаз не фиксировал и рассмотреть сцену во всех подробностях.

Раскадровка

– это рисунки, расположенные в определенной последовательности и таким образом рассказывающие сюжет проекта. Тот вид раскадровки, который известен сегодня, появился во многом благодаря студии Walt Disney. Первая раскадровка была создана в 1920-х годах для короткометражных мультфильмов «Безумный самолет» и «Пароходик Вилли», а в 1933 году уже была сделана первая полная раскадровка мультипликационного фильма. Фильм 1939 года «Унесенные ветром» был целиком раскадрован. Первые раскадровки часто были нереалистичными – технически невозможно было так разместить оборудование, чтобы получить изображенный кадр. Уже в начале 1940-х такой вид подготовки стал широко использоваться в производстве художественных фильмов.

Сиквел

- это продолжение первого проекта. Третью часть называют Триквелом, а четвертую - Квадриквелом. Сиквелы: «Непослушник-2» - «Непослушник» (режиссер обеих частей Владимир Котт, талант Агентства StarDust); «Мамма Мия-2» - «Мамма Мия»; «Дэдпул-2» - «Дэдпул»; И многие многие другие «Джон Уик-4» - квадриквел фильма «Джон Уик». «Тринадцать друзей Оушена» триквел фильма «Одиннадцать друзей Оушена».

Приквел

- то, что происходило до основной части проекта. Приквелы: «Дом Дракона» - «Игра престолов»; «Хоббит» - «Властелин колец»; «Университет монстров» - «Корпорация монстров»

Мидквел

- это история, которая происходит между событиями оригинального проекта. То есть событии развиваются как бы внутри исходного сюжета. Мидквелы: «Бэмби-2» рассказывает о жизни олененка в подростковом возрасте, а в сюжете первого мультфильма «Бэмби» этот период его жизни пропущен. В нем он показан совсем маленьким олененком, а потом уже взрослым оленем.

Спин-офф

- это история, которая происходит вне основного сюжета, и часто представляет собой ответвление о каком-либо второстепенном персонаже. Спин-оффы: «Логан» - «Люди икс»; «Кот в сапогах» - «Шрек»; «Миньоны» - «Гадкий я»; «Бамблби» - «Трансформеры»

Интерквел

- это проект, действия которого происходят между уже созданными частями. То есть получается, что интерквел - это одновременно и приквел одного проекта, и сиквел другого. Интерквелы: В кинематографе этот вид проектов встречается очень редко. В качестве примера можно взять мультфильм «Аниматрица», действия которого происходят между фильмами «Матрица» и «Матрица. Перезагрузка».

Кроссовер

- это проект, в котором смешиваются герои и/или сюжетные арки, ранее не встречавшиеся в одном произведении. Кроссоверы: «Космический джем» (множество различных героев мультфильмов студии Warner Bros); «Фредди против Джейсона» («Кошмар на улице Вязов» & «Пятница 13-е»); «Мстители» («Железный человек» & «Тор» & «Невероятный Халк»). В целом, вселенная Marvel - это один очень большой кроссовер.

Ремейк

- это новая версия старого произведения с минимальными изменениями. Ремейки: «Отступники» (2006) - «Двойная рокировка» (2002); «Хатико: Самый верный друг» (2008) - «История Хатико» (1987); «Девушка с татуировкой дракона» (2011) - «Девушка с татуировкой дракона» (2009); «Годзилла» (2014) - «Годзилла» (1954)

Ребут

- это новая версия проекта, в которой остаются без изменений главные герои, но меняется сюжет. Ребуты: «Лара Крофт: Расхитительница гробниц» (2001) Vs «Tomb Raider: Лара Крофт» (2018); «Бэтмен» (1966) Vs «Бэтмен. Начало» (2005); «Большое ограбление банка в Сент-Луисе» (1959) Vs «Ограбление по-американски» (2015)

Саспенс

Suspense переводится с английского как неизвестность, ожидание, неопределенность. Этот прием создает нарастающую тревогу, ведь вот-вот произойдет нечто ужасное, но что конкретно неясно до последнего момента. Вам страшно, но при этом оторваться от экрана невозможно, слишком интересно, чем все обернется.

Мизансцена

- это то, как расположены актеры и объекты перед камерой и как они двигаются. При этом камера необязательно должна быть статична.

Сценарная комната

- это группа сценаристов, которые эксклюзивно для продакшена или студии пишут различные сериалы (чаще всего). То есть, фактически это нанятые студией сценаристы, которые получают стабильную заработную плату и работают над различными проектами одной организации. Важной частью таких комнат является главный автор или креативный продюсер, за которым остается финальное решение.

Сценарная комната

- это группа сценаристов, которые эксклюзивно для продакшена или студии пишут различные сериалы (чаще всего). То есть, фактически это нанятые студией сценаристы, которые получают стабильную заработную плату и работают над различными проектами одной организации. Важной частью таких комнат является главный автор или креативный продюсер, за которым остается финальное решение.

Соавторы

- это люди, создавшие произведение совместным творческим трудом вне зависимости от объема своего вклада. При этом, на данный статус не влияет образует ли это произведение неделимое целое или состоит из частей, которые имеют самостоятельное значение. Но важно отметить, что все зависит от первоначальных договоренностей.

Шеф-редактор

- это человек, который вместе с автором/авторами отвечает за весь сценарий целиком. Его задача следить за структурой, концепцией, сроками, производственными параметрами и тд.

Технический редактор

- это человек, который отвечает за оформление готового текста. Он делает шапки, пересчитывает и указывает персонажей, прописывает названия объекта/объектов, время суток и тд. Не смотря на то, что сегодня появилось множество программ, позволяющих сценаристам самим корректно оформлять сценарии, технический редактор все еще очень важный член команды. Даже если все параметры оформления были учтены еще на этапе создания сценария, технический редактор все внимательно перепроверит, чтобы убедиться в том, что все готово к непосредственному производству.

Литературный редактор

- это человек, который работает с диалогами в сценарии. Он оценивает стилистику, грамотность (вплоть до ударения), соответствие языка персонажа заданной концепции и т.д.

Контент-редактор \ сюжетный редактор

- это человек, который проверяет структуру сценария. Следит за логикой повествования, соответствием персонажей и их мотиваций, реакций и тд. То есть основной задачей такого редактора является оценка того, насколько качественно сложен сюжет той или иной истории.

Дольщик

- это человек, который отвечает за операторскую тележку или «Долли» на площадке. Дольщик так же следит за установкой рельс (если они необходимы) и непосредственно возит саму «Долли». «Долли» представляет собой тележку с камерой, которая двигается по рельсам или на колесах.

Звукорежиссер

- это человек который отвечает за запись и обработку звука для кино и других аудиовизуальных продуктов. Звукорежиссер отвечает за то, чтобы все звуковые части произведения (музыка, диалоги, эффекты) звучали качественно.

Звукооператор

- это человек, который осуществляет пробные записи звука, следит за качеством записи в процессе съемки, выставляет требуемую громкость, частоту и тд. В целом, он отвечает за техническую часть записи. Непосредственным руководителем звукооператора является звукорежиссер.

Саунд-дизайнер

- это человек, который отвечает за создание звуковых эффектов и моделирование акустических явлений. Саунд-дизайнер с помощью звуковых эффектов и/или музыки создает определенную атмосферу, а также следит, чтобы все эффекты идеально совпадали с изображением.

Микрофонный оператор

- это человек, который отвечает за микрофоны и их перемещение согласно заданным задачам.

Звукоинженер

- это человек, который занимается техническим обслуживанием звукового оборудования, его подбор, установку и настройку. В самой записи звука почти никогда не участвует.

Шумовик

- это человек, который отвечает за запись шумовых эффектов. Звуки при съемках часто не слишком выразительны или даже искажены. Шумовик воссоздает необходимые естественные шумы и следит, чтобы они корректно соединялись с изображением.

Оператор-постановщик

- это человек, который отвечает непосредственно за изображение, которое вы увидите на экране. Оператор-постановщик руководит всеми специалистами, которые вовлечены в процесс создания аудиовизуального проекта, как с творческой стороны, так и с технической: фокус-пуллером, гафером, механиками, осветителями, дольщиками. Фактически он следит за действиями всех-всех специалистов, входящих в департамент.

Фокус-пуллер

- это человек, который отвечает за фокусировку объектива камеры. Во время киносъемок почти никогда не используется автофокус, ведь то, куда бросать фокус является скорее художественным решением нежели техническим. Поэтому специальный человек измеряет расстояние между объективом и актером в кадре и следит за нужной расстановкой фокуса.

Механик камеры

- это человек, который отвечает за техническое состояние камеры - установку правильных параметров, замену оптики и т.д.

Гафер

- это человек, который отвечает за световые решения в кадре. Он придумывает, как с технической точки зрения так настроить световые приборы, чтобы передать замысел, необходимое настроение и атмосферу, а иногда как можно воссоздать дневной свет ночью и наоборот.

Осветитель

- это человек, который отвечает за технические аспекты работы со световым оборудованием. Пусть световое оборудование и становится все легче и компактнее, все равно нужна специальная группа, которая помогает гаферу воссоздать необходимые световые решения - расставляет приборы, умеет управлять специальными машинами и тд.

Дольщик

- это человек, который управляет операторской тележкой или долли. Основная сложность - двигать тележку с тяжелым оборудованием с нужной скоростью, без толчков, ровно и плавно.

Второй оператор

- это человек, обязанности которого сильно зависят от многих условий - длительности и сложности съемок, размеров команды и тд. Иногда, второй оператор может замещать оператора-постановщика. Он так же часто берет на себя технические тесты, составление смет для аренды оборудования, передает членам команды задачи, которые ставит оператор-постановщик. В зависимости от сложности съемок, роль второго оператора может быть равна оператору-постановщику.

Плейбекер

- это человек, который отвечает за монитор, на котором съемочная группа наблюдает, что происходит в кадре. Он следит за корректным подключением и устраняет возникающие технические неполадки.

Логер

- это человек, который отвечает за перенос отснятого материала с карт на жесткие диски. Это очень ответственная работа на площадке, так как логер работает с крайне ценным, только что отснятым материалом.