Новости

Интервью с Нелли Яраловой

15.07.2014

Генеральный директор «Агентства Стардаст» Нелли Яралова дала большое интервью изданию Content Report, посвященное деятельности агентства и состоянию российского сценарного рынка. С любезного разрешения издателя, компании «Медиа Ресурсы Менеджмент», републикуем интервью на нашем сайте. В отличие от западных коллег по киноиндустрии сценаристы постсоветского пространства с недоверием поглядывают на сценарные агентства и с иронией воспринимают профессию сценарного агента. Продюсеры компаний, в свою очередь, тоже порой заинтересованы в работе с авторами напрямую. Редакция Content Report побеседовала с генеральным директором сценарного агентства Stardust Нелли Яраловой. Нелли рассказала о схеме работы агентства со сценаристами, о проблемах, возникающих между продюсерами и сценаристами, о том, почему удобнее работать через посредника, а также дала советы начинающим сценаристам. Беседовал Юрий Мосин. Расскажите об образовании компании, ее структуре? Что послужило идеей создания компании? В декабре 2007 года я основала компанию «Стардаст». На ее создание меня сподвигла и вдохнавила работа в компании «Амедиа», где я в том числе руководила отделом творческих кадров (ОТК). Нашей задачей было сформировать базу (режиссеров, сценаристов, операторов, художников, креативных и исполнительных продюсеров) и пригласить на проекты компании лучших людей, сформировать основную творческую команду проекта. Подобных департаментов, по-моему, не существовало ни в одной компании, на тот момент (и не уверена, что есть сейчас в том широком смысле и качестве, которое было у нас). Я и мои сотрудницы, с которыми мы до сих пор работаем, имели возможность узнать сотни творческих и талантливых людей и вынести собственные, пусть и субъективные, но оценки (мы смотрели все фильмы, сериалы, судили в жюри молодых режиссёров, ездили на фестивали и т.д.). Работа с людьми в ОТК и накопленный опыт привели к мысли о создании агентства. Работать мы начали сразу с разными компаниями, наверное, благодаря личным контактам с некоторыми продюсерами, которые сразу были лояльно настроены, и кто-то даже очень рад, появлению такой компании. Когда я организовала компанию, мне казалось, что надо перенять опыт американцев и вырастить профессиональных агентов. Система была еще не опробована, и я не до конца понимала, как это будет работать у нас в стране. Но практика и опыт показали, что при работе со сценаристами, если ты некомпетентен в драматургии, в сценарном ремесле и не являешься профессиональным редактором, то, в общем-то, в агентстве тебе делать нечего. Агент не сможет решить ситуацию, где возникли проблемы. Придя на встречу с продюсером и сценаристом не сможет поучаствовать в обсуждении и креативе, если он не разбирается в предмете. Мы должны уметь работать со сценаристом, своим подопечным, знать и понимать лучше, чем все остальные участники процесса, как добиться от него наилучшего результата. Агент-редактор должен уметь работать с очень разными авторами. А также уметь находить общий язык с редакторами и с продюсерами. Каким образом вы налаживали взаимосвязь с кинокомпаниями? Как создавали себе имя? Изначально, как я упомянула выше, благодаря личным связям только в первые месяцы. Но параллельно я искала и находила контакты с разными продюсерами и редакторами. Дальше следовали встречи и попытки убедить, что с нами и нашими авторами стоит иметь дело. Объяснить принцип и организацию работы. Поскольку никогда подобного опыта работы со сценаристами у продюсеров не было, приходилось иногда довольно непросто. Со временем мы начали внушать доверие и с нами стали работать все больше компаний, а также рекомендовать нас другим компаниям. Некоторые были довольно закрыты. Иногда я сталкивалась с абсолютной стеной, которая, к сожалению, есть по сей день. Таких компаний осталось немного. Надеюсь, что и этот этап будет пройден. Если первые пять лет работы мы набирались опыта, профессионализма и доверия, как со стороны сценаристов, так и продюсеров, то последние два года большинство заказов инициируются продюсерами и редакторами кинокомпаний. Семь лет работы и сотни реализованных проектов говорят о том, что все получилось. Сложно было переубедить продюсеров отойти от старой схемы работы со сценаристами? По-разному. Где-то сложно, а где-то наоборот полное доверие. Я убеждена, что только приносимая нами польза с точки зрения сказываемых нами услуг, как для сценаристов, так и продюсеров, обеспечивает нам успешное существование. Если ты провалил один, второй, третий проект, с тобой работать не будут. С какими крупными компаниями Вы сегодня тесно сотрудничаете? Со многими: «Среда», «Профит», «Эпик Медиа», «Марс Медиа», Star Media, «Русское», «Инк Филм», «Приор», FILM.UA, «Новая студия», «Арт Пикчерс», «Водород», «Базелевс», «Третий Рим» и многие другие. Мы сотрудничаем не только с крупными компаниями, хотя, понятно, что в общем объеме количество их проектов превалирует. Мы категорически не работаем (это пройденный этап) с непрофессиональными продюсерами (непрофильными структурами, частными лицами и т.д.). Как Вы привлекали сценаристов к сотрудничеству? Были ли это уже профессионалы или новички? С самого основания компании с нами пожелали работать порядка трех десятков сценаристов. Большинство этих авторов по сей день с нами. Но были и такие авторы, которые в первые годы работы с нами расстались. Постепенно мы наращивали количество и качество наших подопечных. Ведь для того, чтобы полноценно охватить и удовлетворить потребности индустрии нужно иметь большую палитру и широкий диапазон авторов. Основная часть авторов, придя в агентство, имели определенный опыт, фильмографию и гонорар. За эти годы индустрия показала колоссальный рост, и у авторов значительно повысился уровень драматургии. К нам постоянно приходит много желающих попасть в агентство. Но мы приглашаем людей, в которых заинтересованы. И не обязательно у автора должна быть большая и успешная фильмография. Если у него есть какое-то карьерное ожидание, то наша задача в течение двух-трех лет его реализовать и попытаться изменить что-то в его творчестве, карьере. У нас существует топ-лист авторов, с которыми хотелось бы сотрудничать. Есть сценаристы, с которыми удается достигнуть договоренностей, есть и те, которые по-прежнему предпочитают работать самостоятельно. Этот список постоянно обновляется. Безусловно, все авторы имеют ряд определенных ожиданий от нашего сотрудничества. Есть известные авторы, и так достаточно обеспеченные работой и высокими гонорарами, которые приходят к нам с желанием полностью избавить себя от общения с продюсером по поводу договора и денег. А также впоследствии и всех аспектов, с этим связанных. Кто-то приходит, сделав себе карьеру на «мыле», и хочет переформатироваться и двигаться дальше. В глобальном смысле существует два критерия — это финансы и творчество. Но даже самому известному и востребованному автору мы предоставляем намного больше интересных предложений, чем ему поступает напрямую. Но выберем вместе с ним тот проект который удовлетворяет ожиданиям, желаниям и возможностям данного автора и продюсера. На сегодняшний день у нас порядка 90 сценаристов, из которых 25 человек — молодые авторы. Вы продолжаете наращивать штат, и у каждого приходящего сценариста есть определенные ожидания. Не боитесь, что, увеличив штат, Вы не сможете в таком объеме обеспечить работой авторов? Не боюсь. Потому что даже с нынешним количеством авторов и проектов, думаю, мы охватываем порядка 15–20 % сценарного рынка. В целом у нас в работе постоянно находится порядка 100 проектов. И, конечно, есть куда расти. А в «Стардасте» на сегодняшний день работу наших сценаристов сопровождает 12 сотрудников: это юристы, финансовый директор, несколько редакторов, исполнительный директор, курьер. Пока этих сил вполне хватает для качественного обслуживания проектов и сценаристов. По какой схеме вы работаете со сценаристами? Что входит в пакет агентских услуг для сценариста, работающего с вашей компанией? Для были и остаются важными несколько составляющих, которыми мы должны обеспечить сценариста и режиссера. В частности, они не бегают сами по кинокомпаниям в поисках работы! Это задача моя и моих сотрудников. У автора должен быть выбор. Выбор, который мы формируем, исходя из огромного количества параметров: жанр, формат, количество серий, сроки создания, гонорар, с которым готов расстаться продюсер, уровень сценариста, личные качества участников процесса, сработаются люди вместе или нет, в конце концов моральное и творческое состояние автора, наклевывающийся отпуск и т.д. Именно правильный подбор автора к идее продюсера (если это заказ) обуславливает успешную сценарную работу. Наличие постоянной интересной и адекватной работы для автора обеспечивается и тем, что все заявки и синопсисы, сценарии авторы присыпают нам. Наши сценаристы не рассылают по всем известным им адресам свои проекты, в надежде, что кто-то позвонит. Мы ведем довольно жесткий отбор заявок, которые попадают в наш сценарный портфель. И после этого показываются студиям. По очереди! Мы не рассылаем один и тот же проект одновременно трем-пяти компаниям. Ведь большинство продюсеров работает с одними и теми же каналами. Мы всегда разрешаем показывать проекты на каналы еще задолго до подписания договора, если продюсер выражает желание это сделать. Иногда дорабатываем материал по рекомендации редактуры компании, прежде чем это пойдет дальше. Но не позволяем себе ситуации, при которых разные продюсеры могут прийти с одним и тем же проектом на канал или на разные каналы. У нас было пару неприятных пересечений за все годы работы, но только потому, что автор показал проект, не уведомив нас об этом. Кроме того, наши сценаристы не погружаются в договор за редким исключением. Но все условия с ними предварительно согласовываются, прежде чем окажутся в теле договора. Мы обеспечиваем полное юридическое и бухгалтерское сопровождение автора и его проектов. Какой объем проектов вы получаете ежедневно? Из каких стран? В каком соотношении эти заявки и готовые сценарии? В основном авторы пишут для нашей индустрии (то есть российских каналов и кинотеатров). Но также присутствует небольшая доля Украины и теперь уже Казахстана. Если говорить о заказах поступающих на уровне идеи, то, конечно же, их более 80 % из общего числа проектов находящихся в работе. Но и рерайт готовых или недовведенных, по мнению продюсеров, сценариев занимает у нас достаточно большой объем. Если говорить о количестве поступаемых заказов авторам, то в неделю мы подписываем в среднем 2–3 новых договора. Писатели с большим стажем работы в кино рассказывали о том, что до запуска проекта продюсеры возвращают сценарий на доработку по 5–12 раз. И чем сценарист активнее выполняет все запросы продюсера, тем абсурднее становится проект и в итоге стараются повесить всех собак на сценариста. Насколько это соответствует правде, и как Вы стараетесь решить такие ситуации? Это не совсем так. Это действительно мнение сценариста, а не продюсера. Мы не выведем совершенную формулу, потому что ситуации складываются очень разные. Есть авторы, которые настойчиво и категорически отказываются вносить поправки даже во второй драфт. В нашем агентстве тоже есть такие люди. Но большинство авторов абсолютно адекватны, находясь в дружественных и профессионально доверительных отношениях с продюсерами, с режиссерами и редакторами, переписывают сценарий даже на уровне изменения концепции. Иногда неоднократно. Дорабатывают и два, и четыре раза, и больше. Поэтому это все очень индивидуально. Я знаю сценарии, которые от доработки становились хуже, а бывают проекты с точностью до наоборот. Безусловно, последний более распространенный случай. То, как агентство участвует в разрешении подобных ситуаций, сильно зависит от того, насколько я и мои редакторы вовлечены в проект. С некоторыми компаниями мы работаем довольно тесно. Читаем все материалы, участвуем во встречах авторов с продюсерами и редакторами, контролируем сроки и оплату. Т.е. ведем проект от начала и до конца. И если автор в силу определенных причин (а они бывают разными) не справился с задачей, то мы внутренними силами компании, привлекаем другого автора, при этом стараясь не выйти за рамки, в том числе финансовых условий. Какой жанр сейчас пользуется популярностью у телезрителей? Как в процентном соогношвнии можно бы было описать жанровое предпочтение публики? Мелодрама и детектив. Исходя из тех проектов, которые пишут наши авторы, это драма (в самом широком смысле), мелодрама и детектив. В кино по-прежнему востребованы комедии, хотя радуют и новые тенденции. Последние два года мы пишем такое количество исторических проектов, какое не написали за все предыдущие годы. Очень много военных историй, начиная со Второй мировой и до перестройки. Немного пласт сместился и в сторону исторических сериалов. Предпринимаются попытки адаптации дорогих западных сериалов. Насколько западная модель сценарных агентств отличается от российской? Отличается, но не сильно. Я адаптировала американскую модель под наш рынок и менталитет, если хотите. За эти семь лет я несколько раз меняла структуру работы. На Западе понятие агента и его профессиональных навыков совершенно другое от нашего. Агент в Америке знает досконально своего клиента, разбирается в сценарии и в режиссуре, и умеет продавать и распределять приоритеты в отношении своего подопечного и проекта. Этим я и мои сотрудники занимаемся уже много лет. Как я уже говорила, в начале делала ставку на большое количество агентов. У нас подобная структура не сработала. Ведь искать работу творческому человеку довольно сложная задача, особенно если он молод и не имеет фильмографии. А это задача агента — искать, находить и предлагать. Кроме того, даже человека с хорошими менеджментскими способностями крайне сложно за два-три года обучить драматургии, пониманию потребностей рынка и многим вещам. В то же самое время редакторы не являются профессиональными продавцами. Им неинтересно это взаимодействие. Но прежде чем проект уйдет в договор, требуется много муторной кропотливой работы общения с кинокомпаниями или каналами. В итоге мы пришли к модели, которая успешно работает: одни продают и привлекают заказы, другие сопровождают их. Редакторы подхватывают проект, когда он находится на стадии заключения договора. Ощущаете ли Вы сегодня конкуренцию на рынке сценарных агентств? Я буду очень рада, если образуется еще несколько агентств (скажем, у актеров их много). Это поспособствует тому, что заводить агента творческому человеку станет нормой, как на западе. Гильдия сценаристов России (при Союзе кинематографистов), которую возглавляет Елена Райская, недавно объявила о том, что при Гильдии теперь работает агентство. И это, безусловно, радует. Авторов у нас в стране более тысячи человек. И они на самом деле нуждаются в поддержке. Какие основные проблемы сегодня стоят перед сценаристами? Перед сценаристами в целом стоит проблема поиска работы, если мы не говорим о наших авторах. А также проблемы, связанные в основном с взаимодействием в цепочке сценарист — редактор — продюсер. Очень часто люди, сидя на одной и той же встрече, говоря на одном языке, выходят с нее с совершенно разным пониманием задач. Это сплошь и рядом. Некоторые компании долго читают материалы, пока автор ждет, он начинает другую работу. Затем появляются комментарии, которые надо вносить как всегда срочно и понеслись задержки сроков. В общем, сложностей много. Какие сроки дают на выполнение сценария? На сегодняшний день есть проекты, которые делаются заблаговременно. Все, что должно быть произведено в 2015 году, мы уже давно пишем. На написание сериала 8–16 серий нужно 12–15 месяцев. Это с учетом первых, вторых и третьих вариантов, с учетом читки каналов, с учетом правок режиссера. Бывает, появляется компания и просит написать сериал (24–32 серии) за полтора-два-три месяца. И это выполнимо. Это чудовищная ситуация и для продюсера и для агентства. Так как подобные заказы приходят не под конкретных авторов, а нам как сценарному агентству. И уже наша задача найти главного автора и соавторов, собрать команду и написать в срок. Но когда к нам обращаются дружественные компании с подобными просьбами, и я понимаю, что у нас есть сценаристы, которые это смогут сделать, и что я действительно выполню заказ и не подведу продюсера, то мы, конечно же, беремся за такой проект. Крайний удачный такой опыт — это выполнение 32-серийного детектива за три месяца. Что Вы можете посоветовать начинающему сценаристу? Путей развития на самом деле очень много. У нас принято считать, с точки зрения классического образования, не правильным давать читать и смотреть творческой единице чужие проекты. Я придерживаюсь другого мнения. У нас каждый новый автор получает список литературы и сериалов, которые он должен освоить. Это расширяет авторский профессиональный кругозор. Нужно видеть, знать и перенимать то, как это делают западные коллеги. И у нас теперь уже есть отличные примеры. Второе, это, конечно же, посещение курсов и семинаров, таких, к примеру, которые организовывает компания Cinemotion или А. Митта. Это тоже, безусловно, дает свои результаты. Конечно же, не бояться писать. Писать заявки, смотреть, экспериментировать. Довольно сложно стучаться в двери кинокомпаний, но это возможно, и это работает. Если у тебя есть хорошая идея, и она хорошо и складно записана, то ее обязательно заметят.

Другие новости

Бизнес-площадка 46 ММКФ и XVI Московский Питчинг дебютантов.

ПАБЛИК-ТОК «МЕСТО КАСТИНГ-ДИРЕКТОРА В ИНДУСТРИИ И ВЛИЯНИЕ НА ЭТАПЫ КАСТИНГА»

Режиссер Антон Мегердичев стал одним из героев арт-проекта РОСИЗО «Портрет современной российской культуры»