+7 (495) 543-98-60 
НАЙТИ
Сценарист Марина Елатомцева: «Все выложились по полной»
14.05.2018

На канале «Россия» начинается премьерный показ новой 16-серийной остросюжетной мелодрамы «Сиделка», производство кинокомпании «Русское». Главную героиню фильма, молодую учительницу, приглашают в богатый дом поработать сиделкой к умирающему отцу семейства. А в результате она не только становится свидетелем тяжелой семейной драмы, но и распутывает целый клубок интриг и темных страниц жизни внешне благополучной и дружной семьи. Мы поговорили о том, как писался сценарий к этому проекту, с его автором Мариной Елатомцевой.

Марина, вы принимали активное участие в съемочном процессе. Расскажите, как шла работа над сценарием сериала до и в процессе съемок? Какие были сложности, неожиданности?

Мне очень повезло, что эту историю в кинокомпании «Русское» снимали мои друзья, Наташа Григорьева в качестве исполнительного продюсера и Стас Назиров, режиссер. Вот так счастливо для меня звезды сошлись. Мы подружились ещё на съемках «Счастливы вместе», этот проект делался по американской системе, а у них, как известно, авторы являются неотъемлемой частью съемочной команды. Я так привыкла работать, и так работать правильно, кто бы что ни говорил. Я в этом твердо убеждена и стараюсь отдавать предпочтение проектам, где у меня есть такая возможность.

Обсуждали сериал ещё на стадии подготовки, я могла делиться видением, набрасывать референсы, - я отвечаю за материал не только на бумаге. Поэтому мне нужно было быстро реагировать на возникающие производственные сложности и устранять их на стадии сценария так, чтобы история не потеряла качество. Мы, как всегда, были прижаты жесткими сроками, и одна из главных проблем – уходящая натура. Начались съемки ещё летом, в день кино, а закончились в январе, в то время как сама история развивается стремительно в течение полутора месяцев максимум. И тогда было принято решение снимать натуру в хронологическом порядке (отдельное спасибо планировщикам, они совершили подвиг). У нас получилось, что история началась в середине теплого сентября, а закончилась в начале холодного ноября, когда уже выпал первый снег. Это удивительно точно легло на драматургию сериала. Опасность и тревога приближаются к героям вместе с холодным ветром. В связи с этим пришлось переписывать некоторые сцены. Например, главный герой по сюжету не расстается со своим мотоциклом. И даже финальную погоню за главным злодеем должна была осуществлять группа байкеров. Но сезон для мотоциклистов закончился, ездить уже было опасно, пришлось написать сцену, где герой меняет любимый байк на старый драндулет друга. Получилась очень трогательно.

Кроме чисто технических трудностей возникали и творческие. Например, режиссер мог сказать: эту роль играет очень хороший актер, давай разовьем его линию. Таким образом, некоторые персонажи, которые изначально были абсолютно функциональными, получили собственные истории, например, следователь Кузнецов, или охранник Сеня. Первому я мимоходом «устроила» личную жизнь, а второму пришлось делать непростой выбор между долгом и дружбой.

Вообще, мы всей командой как могли помогали друг другу, поддерживали и работали на результат. Я иногда переписывала материал исходя из возможностей локации, актеры звонили, чтобы обсудить сцены, и мы вместе думали, как можно сделать их точнее и ярче, приносили Стасу свои идеи. Эмоциональная вовлеченность в процесс очень вдохновляет. Однажды мы не укладывались в смену, и одну из сцен пришлось снять очень быстро, практически с одного дубля, благо, актеры хорошие. И вдруг я увидела, как исполнительница роли Светланы Аня Попова уткнулась в своего партнера Сашу Давыдова и расплакалась: очень переживала, что на важную сцену не уделили достаточно времени. Это поразило меня в самое сердце. Я поняла, что в финале нужно реабилитировать эту героиню. Вот так злодейка неожиданно перешла на сторону света по доброй воле, а не под угрозой расправы, как было изначально задумано. Обратная связь с площадкой очень мотивирует автора. Всегда полезно видеть, как история «обретает плоть и страсть».

А как возник этот сюжет, вообще, эта тема?

Изначально это было техзадание от канала «Россия». Звучало примерно так: нужна история про служанку, простую девушку, которая попадает в шикарную, но прогнившую среду богачей и вершит справедливость. Что-то вроде этого. Поскольку после «Наживки для ангела» у меня репутация автора, который работает в жанре остросюжетной мелодрамы, то наличие детективной линии даже не обсуждалось. Всем было ясно, что без этого не обойдется. Но мне не хотелось, чтобы героиня просто «наказала всех плохих». Я решила, что она должна сделать так, чтобы в этих «плохих» открылось что-то хорошее, прийти в этот дом для того, чтобы всех спасти. И хотя может показаться, что некоторые герои этого не засуживают, это только на первый взгляд.  А главную интригу я просто «украла». Или, как принято у нас говорить, «вдохновилась». Как раз в тот момент, когда я думала над задачей, которую поставил канал, по телевизору шел сериал «Версаль». И там есть эпизод, когда Людовик после тяжелой болезни скрывает от подданных, что пошел на поправку, чтобы увидеть, как они будут вести себя в случае его смерти. Эта, в принципе, не самая оригинальная идея, и стала отправной точкой для истории. Под впечатлением и в благодарность я даже придумала сцену в стиле «Версаля», когда семья отмечает день рождения младшей дочери в костюмах Галантного века.

Вы — единственный автор на проекте. Трудно работать над таким сериалом в одиночку?

Главная трудность – время. Когда съемки уже начались, а работа над сценариями еще идет, это очень тяжело психологически. Не на кого больше рассчитывать. И не только тебе самому, но и большой группе профессионалов, которые напрямую зависят от того, идет или не идет процесс у тебя в голове. Ты - первое звено в цепи, фундамент здания, стройка которого уже началась. В группе авторов можно выдохнуть, перераспределить обязанности, если уж стало совсем невмоготу. Со стороны продюсеров и редактора Жанны Перовой была огромная поддержка. Буквально держали за руку, ни разу не позволили упрекнуть отсутствием материала, понимали, что сил с каждой страницей все меньше, носились как с хрустальной вазой. И снова оговорюсь, насколько важно участвовать в съемочном процессе. Это меня очень поддерживало и вдохновляло. И подстегивало. Когда смотришь в тоскливые глаза планировщика, просто не можешь позволить себе не сдать серию в срок. Но, откровенно говоря, писать горизонтальный проект я предпочитаю одна. Это моя история, и никто лучше меня не может знать, что в ней происходит. Правда, были моменты, когда я обсуждала её с друзьями, коллегами, и мне это очень помогало.

Зрители Украины уже увидели сериал. Какие слышали отзывы?

К моему огромному сожалению, зрители Украины увидели историю сильно укороченной. У нас с ними разный формат и из каждой серии было вырезано по 10 минут. Учитывая плотность событий, я не представляю, как это вообще возможно, но, увы, ничего не поделаешь. И тем не менее, на Украине её приняли очень хорошо. Рейтинги просто замечательные. Много благодарных комментариев, теплых слов. Очень понравились актеры, и я этому рада, потому что и для меня они стали родными. Просто не представляю, чтобы моих героев играл кто-то другой.

Кстати, благодаря музыкальному продюсеру Антону Шварцу мне посчастливилось приобрести новый опыт. Он поддержал мое желание написать слова для финальной песни, которую по сюжету сочиняет один из главных героев. Дело в том, что эта песня является завершением его линии, и смысл её очень важен для понимания того, что с ним произошло. Антон согласился, что именно автор сценария должен выполнять эту задачу. Композитор Дмитрий Агафонов написал потрясающую музыку, и получилась песня, про которую спрашивают чуть ли не в каждом комментарии на сериал. Очень надеюсь, что она «пойдет в народ».

Хочется верить, что наши зрители так же полюбят героев и получат удовольствие от этой истории. Я очень благодарна всем, кто над ней трудился. Сделано все абсолютно честно. Режиссер до самой сдачи проекта работал с материалом. Все выложились по полной. И мне кажется, что оно того стоило.