+7 (495) 543-98-60 
НАЙТИ
Дни, что нами пройдены
13.03.2020

На Первом канале идет премьерный показ сериала «Магомаев», посвященного выдающемуся певцу советской эпохи Муслиму Магомаеву. Сценарий написала Нина Шулика при участии Дарьи Воротынцевой. Режиссеры-постановщики – Роман Прыгунов и Дмитрий Тюрин. Продюсировали проект компании «Медиаслово» и «Амедиа». Действие фильма происходит в конец 1960-х, в разгар брежневской эпохи. Во время записи концертной программы Муслим Магомаев знакомится с начинающей оперной певицей Тамарой Синявской. Эта встреча была началом большой любви, которая и стала главной темой фильма. О том, как создавался сценарий к сериалу, мы поговорили с главным автором Ниной Шулика.

Нина, сценарий писался четыре года. С чем связан такой большой срок?

Сценарий писался четыре года, но я писала его чуть больше года, и за это время написала восемь серий. Все, что было до этого, были, видимо, попытки найти правильный отрезок биографии Магомаева, то, о чем именно хотелось рассказать. И потом в какой-то момент пригласили меня. Я за две недели написала первую серию: очень сильно идея меня вдохновила. Я очень мало знала о Магомаеве, кроме общеизвестных сведений, но мне как-то сразу легло, и первая серия просто написалась. Я очень благодарна продюсерам Петру Анурову и Даниле Шарапову за приглашение.

Между продюсером и вами, автором, возникали противоречия?

Если и возникали, то в каких-то бытовых, рабочих моментах. Когда я написала вторую серию, Данила Шарапов сказал: слушай, что-то оно пошло куда-то не туда, все слишком фамильярно написано. Объяснил, в каких моментах. В общем, серию пришлось переписывать. Но это обычный процесс. Данила очень помог мне ее перестроить, он много занимался документалистикой и умеет видеть историю в целом.

Как менялась концепция от первого драфта до финального?

Наверное, привносилось больше личных моментов, или неожиданных, - например, то, что Магомаев не так уж сильно радовался своей победе в Сопоте, потому что это была победа в одном из неглавных конкурсов, в то время как в Советском Союзе его выставляли как великого героя. И Магомаеву это было неприятно.  Усилилась и линия, связанная с КГБ и преследованием ОБХСС. Так появилось противостояние Фурцевой и ее заместителя, который пытался использовать Магомаева, чтобы подсидеть свою руководительницу, ссылка Магомаева в Москву. Я же писала историю, в которой чуть больше любви и атмосферы времени.

Расскажите о вашем сотрудничестве с Тамарой Синявской? Она сильно вникала в детали?

Тамара Ильинична достаточно много рассказала изначально об отношениях, об окружении, о самом Муслиме Магометовиче. Для меня стало абсолютно очевидным то, что это была какая-то совершенно необычная любовь, которая случается в жизни далеко не с каждым. Она реагировала на тексты достаточно тепло. Были фрагменты, которые касались лично ее, в частности, целая серия была посвящена конкурсу Чайковского, где Тамара Синявская победила вместе с Еленой Образцовой. У меня была версия, которую я услышала от одного из консультантов, а Тамара Ильинична рассказала другую историю, и в этом месте сильно пришлось править текст. Вот и все. Сильных переделок делать не пришлось. Просто часто по фразам, допустим, Муслим так не говорил, и я переписывала эти фрагменты.  

Каково это – писать диалоги для байопиков?

Писать диалоги от имени таких известных людей, конечно, страшновато. Я настраивалась, посмотрела массу материалов о том, как говорили участники истории. Консультировалась с людьми того времени - о том, какие выражения были, каких не было. Много читала. Начало 70-х - красивое и понятное время, время, в хорошем смысле, веселых компаний, когда слово «интеллигенция» было очень популярным, все читали стихи, - не только знаменитые поэты и не только в компаниях, где был Роберт Рождественский, к примеру. Конечно, я опиралась на большое количество материалов о Муслиме Магометовиче, Тамаре Ильиничне и их окружении. Я брала интервью у их близких друзей, например, у Анатолия Горохова, который в то время работал на радио и пел. И был автором песен, в частности, «Королева красоты», а еще был знаменит тем, что написал текст песни «Наша служба и опасна, и трудна». И друзья подкалывали его – песню знали все тогда. Конечно, интересно было поговорить с Тамарой Ильиничной. Мы виделись только один раз, потом она надолго уехала и только отвечала на наши письма. Мне была очень важна эта встреча. Мы встретились у нее дома. Я увидела, как они жили: белый рояль, картины, которые писал Муслим Магометович, обстановка. И Тамара Ильинична, такая вся «не домашняя». Они вообще не ходили в домашней простой одежде. Всегда одевались красиво дома. Обстановка немного похожа на декорации – в целом, видно, что непростые люди тут живут, необычные, которые по-особенному относятся к жизни. И в целом, я старалась максимально пообщаться с современниками и знакомыми героев и, конечно, настроиться, прежде чем начать писать конкретный фрагмент. Представляла себя в том времени. Представляла себя Робертом Рождественским, Муслимом Магомаевым – и писала. Насколько это близко получилось – судить зрителям. Но, конечно, это один из самых непростых моментов в работе.