Новости

Крепостная дворянка

20.02.2018

И снова пушкинская эпоха на российских телеэкранах! На «Первом канале» вышла новая многосерийная костюмированная мелодрама «Вольная грамота» режиссёра и продюсера Дмитрия Черкасова (производство кинокомпании «Щука-фильм»). Действие сериала разворачивается во времена царствования императора Николая I, за три десятилетия до отмены крепостного права. Главная героиня, воспитанная как дворянка, но по документам крепостная, после смерти своего покровителя оказывается лишена всех прав . Ей предстоит пройти через многие испытания, прежде чем она получит вольную грамоту, а вместе с ней обретет свободу и право распоряжаться своей судьбой. Сценарист Ольга Собенина, работавшая над сценарием вместе с автором идеи Александром Архиповым, рассказала нам, как и из чего складывалась эта история. 

- Ольга, в вашей фильмографии это первый сценарий о другой эпохе, причем сильно другой, 200-летней давности. Как вам понравилось писать историческую драму? Какой этап оказался самым интересным в работе?

- Это действительно моя первая работа о другой эпохе. Но какое же счастье погрузиться в XIX век! Я вовсе не идеализирую то время. Напротив, рабство во всех его проявлениях вызывает у меня протест. Но русская литература, в которую я вновь и вновь погружалась, это щедрый подарок любому сценаристу. Сложно выделить самый интересный этап, зато могу с точностью сказать, какой самый сложный – это разработка синопсиса. К счастью, этот этап я прошла рука об руку с автором идеи сериала Александром Архиповым, моим главным наставником, любимым учителем. И к тому моменту, когда наступила пора садиться за первую серию, пальцы горели, сердце горело. Необыкновенное чувство! Думаю, оно знакомо всем сценаристам.

Но, конечно, самое важное – это не эпоха, а тема. Тема любви продиктована самим жанром мелодрамы, да и не бывает ничего без любви. Но «Вольная грамота» - это история и о свободе. О том, готовы ли мы ради неё переступить закон государственный и закон человеческий. В чём она заключается, эта свобода. Отчего так дорога нам. Даётся ли она только вольной грамотой – или всё же вольной должна быть душа.

- Как шло погружение в материал? Что, какие книги, документы стали основой? Были ли прототипы у главных героев? 

- Конкретных прототипов у героев нет, это образы вымышленные, собирательные. В чём-то наши персонажи – исключительно дети своей эпохи, но в целом они такие же люди, как мы, хоть нас и разделяют два столетия. Вообще, первый источник информации и вдохновения – это всегда книга. Пушкин, Гоголь, Герцен. Из менее известных – граф Евгений Салиас, очень популярный писатель того времени, которого называли «русским Жюлем Верном». Я вновь открыла для себя Тургенева. Признаться, в школе «Записки охотника» показались мне довольно скучными. И только теперь я осознала красоту языка и мысли Тургенева, его умение увидеть в людях важное, рассказать об этом глубоко и точно - и не осудить.

Очень важным было, несомненно, общение с консультантами. Иногда это были специалисты, с которыми меня знакомили продюсеры. Иногда я сама кого-то находила, порой даже случайно. Столько интересного узнала, столько всего ещё не использовала! Любимцем всей съёмочной группы стал Олег Шухат – человек, который знает, наверное, всё о лошадях, войне, охоте, балах и светской жизни того времени. Большая помощь была со стороны редактора Ани Андрушевич: и в драматургии, и в историческом материале. И конечно, важным подспорьем был и всегда является для меня Национальный корпус русского языка / онлайн. Узнала о нём из книг лингвиста Ирина Левонтиной и теперь пользуюсь постоянно. 

- Скажите, сильно менялся сценарий от первого драфта к финальному? В чем заключались сложности, если они были?

- Конечно, сценарий менялся, развивался. Есть вполне понятная завязка – героиню лишают свободы. Есть движок истории – крепостное право. Естественно, мы очень хотим, чтобы справедливость восторжествовала, героиня обрела свободу и любовь. Но ведь самое интересное не что, а как. Все эти драфты – это и есть поиск.

- Ваш любимый «костюмный» сериал? 

- Пожалуй, один из вдохновляющих костюмированных сериалов – «Аббатство Даунтон». Воспоминание детства – «Джейн Эйр». Даже не хочу его пересматривать, буду помнить таким, каким увидела очень давно. А если считать «Оттепель» костюмированным сериалом, то «Оттепель». Это мой любимый российский сериал. Смотрела его три раза (но это секрет, тс-с-с). Восхищаюсь Алёной Званцовой и Дмитрием Константиновым. Надеюсь когда-нибудь с ними познакомиться. Или хотя бы поздороваться за руку.

Другие новости

Бизнес-площадка 46 ММКФ и XVI Московский Питчинг дебютантов.

Бизнес-площадка 46 ММКФ и XVI Московский Питчинг дебютантов.

ПАБЛИК-ТОК «МЕСТО КАСТИНГ-ДИРЕКТОРА В ИНДУСТРИИ И ВЛИЯНИЕ НА ЭТАПЫ КАСТИНГА»