+7 (495) 543-98-60 
НАЙТИ
«Оптимисты» — обладатели «Золотого орла»
29.01.2018

На днях состоялась 16-я церемония вручения премии Национальной Академии кинематографических искусств и наук России «Золотой орел». Сериал «Оптимисты», идея и сценарное воплощение которого принадлежат Михаилу Идову, победил в номинации «Лучший телесериал (более 10 серий)». Описанный момент истории советской дипломатии 60-х годов включает в себя самые знаковые события и черты того времени. В некоей (вымышленной) информационно-аналитической группе МИДа работают молодые, полные энтузиазма ребята. Пытаясь вырваться из душной атмосферы сталинщины, они попадают в лабиринты новой советской реальности. Над созданием концепции сериала наряду с Михаилом работали сценаристы Лили Идова и Елена Ванина и, конечно же, один из идеологов проекта, режиссёр Алексей Попогребский. Мы попросили Михаила Идова ответить на несколько вопросов об этой работе:

Михаил, насколько ваше авторское представление будущего сериала отличалось от того, что в итоге получилось? Актеры, атмосфера, визуальный образ времени... 

Получилось чрезвычайно близко к оригинальному замыслу, но это и неудивительно. «Россия-1» и студия Валерия Тодоровского предоставили нам практически немыслимую для российского эфирного ТВ свободу, а видение материала у режиссёра Алексея Попогребского и у нас с Лилей и Леной всегда совпадало. Более того, мы на протяжении полутора лет работали над сценариями каждой серии вместе, а потом провели полгода на площадке — так что в какой-то момент это видение стало буквально общим.

Вы где-то сказали, что был определенный соблазн раскручивать историю в немного фарсовом ключе. Сейчас, в свете выхода «Смерти Сталина», не жалеете, что отказались от этого? 

У меня-то как раз этого соблазна не было, просто в какой-то момент сценарий, лежавший без дела на канале, был (с ведома, но без участия создателей) переписан в более «лёгком» ключе. И да, там была, например, серия, посвящённая тому, как в колхозе теряется член китайской делегации, и как его возвращают в Москву на «кукурузнике». Когда сериал попал в таком виде к Тодоровскому, тот разглядел под этим наносным слоем оригинальный замысел (за что ему вечная благодарность) и вернул его нам на доработку. А политический фарс я уже в своей жизни один написал и очень его люблю — это сериал «Рашкин», который обманно начинается как традиционная история про американца в России, а ко второй половине сезона мутирует в полную комедию абсурда. Но он, увы, уже четыре года пылится на полке, снят только пилот.

И главный вопрос - будет ли продолжение? Зацепок оставлено довольно-таки много.

Если честно, понятия не имею. Рейтинг-то во время эфирного показа был так себе. Это уже потом мы оказались самым просматриваемым российским сериалом на «Амедиатеке» и всё такое. А со средним рейтингом, как правило, приходит повышенный контроль. Если мы сможем снять второй сезон в таких же «тепличных» условиях, как первый, мы это обязательно сделаем, потому что любим и знаем этот мир и этих персонажей. Но в любом случае ужасно приятно, что «Оптимисты» не промелькнули мимо зрителя в череде других сериалов про 1960-е, а застолбили какую-то свою территорию.

Михаил Идов (в кадре слева) на съёмочной площадке «Оптимистов»