2017
Июль
2016
Лиля Ким: «Они могут открыть те двери, куда ты сам не попадешь»


Сегодня мы говорим о тех, без чьих услуг трудно сделать карьеру сценариста в Голливуде. А именно – об агенте, менеджере и entertainment lawyer (адвокате по авторскому праву). В чем специфика каждого из них? Какова идеальная стратегия сценариста-новичка, ступившего на землю Калифорнии с целью там освоиться? Обо всем этом специально для нашей аудитории согласилась рассказать Лиля Ким, писательница и сценаристка, автор сериалов «Крем», «Деньги», «Попытка Веры» и один из популярнейших блогеров в Facebook. В 2015 году Лиля Ким прошла обучение в Нью-Йоркской академии кино и тогда же начала строить свою профессиональную карьеру в Голливуде.

Лиля, сценарный агент у нас и в Голливуде - это одно и то же? В чем специфика того и другого?

Нет, это абсолютно разные явления, потому что исторически они складывались по-разному. В Голливуде агенты появились одновременно с индустрией. Их задача удостовериться, что все стороны в процессе mean a real deal. Что у продюсера есть деньги на реализацию проекта, а люди, которых ему предлагают в команду, гарантированно профессиональные. Поэтому агентская деятельность с самого начала была лицензионной. Они не имеют права принимать участие в производстве и за 10 % выступают гарантами, что сделка реальна, все получат вознаграждение, они свидетельствуют весь процесс и ручаются за качество представляемых ими художников. Сейчас агентства в Голливуде занимаются формированием пакетных сделок для студий, когда к сценарию сразу прикрепляются все key creatives – режиссер, звезды и прочие таланты, которых агентства представляют или могут получить. Чем больше звезд они наберут в пакет, тем выше шансы дорого продать его студии, чтобы он был запущен в производство. Потому что студии часто покупают фильм «на всякий случай», а потом не ставят его, отчего многие сценаристы могут всю жизнь жить на доходы от этой деятельности и не иметь фильмографии.

В России, на мой взгляд, исторически сложилось так, что авторов представляли их юристы, специалисты по авторскому праву, знакомые со спецификой медиабизнеса. Таких юристов было немного и через «сарафан» о них быстро узнали все работающие сценаристы, а уже через них эти юристы познакомились практически со всеми участниками рынка – каналами, продакшенами – и стали выполнять агентские функции тоже. Поэтому им было кровно интересно выбить автору наилучшие условия и увеличить его оборот. По моему мнению, в России агент - это как американские entertainment lawyer и менеджер в одном лице.

Ошибка думать, что в Голливуде агенты работают в интересах авторов. Платят им заказчики – студии, которые покупают собранные ими пакеты. Поэтому агенты работают в их интересах. Автору же агент может быть нужен только в одном случае – у топовых есть связи, какие самостоятельно получить очень сложно. Они могут открыть те двери, куда ты сам не попадешь, и гарантировать там твое качество так, что их мнение будет иметь значение. Агент ниже этого уровня автору особо помочь не может. По сути, агент- это человек, который за 10 % показывает на вас и говорит - этот чувак умеет писать, я проверял.

Вы сказали о менеджерах, работающих с авторами. В чем важность работы этого человека? Мы говорим про Голливуд сейчас...

Поскольку агенты работают в интересах студий, поэтому интересы автора для них на втором месте, возникла альтернатива - менеджеры. В прошлом году менеджеры впервые заключили сделок на рынке больше, чем агенты. Они могут принимать участие в производстве со всеми приятными бонусами, платит им автор, поэтому они заинтересованы, чтобы он получил как можно больше. Им приходится бегать по рынку в поисках покупателя на сценарий (часто они сотрудничают тут с агентами) и вообще быть активнее. Поэтому обычно говорят, что автору нужна вся «святая троица»: агент, менеджер и entertainment lawyer (адвокат по авторскому праву).

Как становятся этими специалистами? Какие для этого нужны навыки?

Агентам нужна лицензия на деятельность. И хорошо, если агент представляет крупный бренд – авторитетное уважаемое агентство. Менеджерам - знание всего, что происходит в индустрии, и всех, кто в ней работает. Поэтому агентами становятся из ассистентов – от бесплатного стажера до специалиста агентства, а менеджерами люди становятся по-разному. Менеджер, с которым я не работаю, но много советуюсь, – дочка известного ТВ-продюсера. Она в индустрии родилась, всех знает, мониторит всю информацию, знает все сплетни. Либо в менеджеры уходят сотрудники агентств, когда понимают, что самостоятельно могут больше и быстрее, чем если ждать повышения внутри агентства (иногда ошибаются, иногда – нет). Lawyer`у кроме диплома адвоката и подтверждения специализации нужна соответствующая лицензия, что он специалист именно по авторскому праву.

С агентом или без? Каковы стратегии действий сценариста на голливудском рынке в обоих случаях?

Начинающий сценарист, который еще ничего не продал, не может найти хороший representation. Это обычно заканчивается тем, что сценарист сам пытается пристроить свой сценарий, а потом еще отдает по 10 % людям, которые ничего для его карьеры не сделали, потому что не могут этого сделать в принципе. Шанс чуть-чуть повышается, если человек попадает к начинающему, но толковому агенту в большом агентстве, или начинающему менеджеру, который как раз ушел из большого агентства в свободное плавание.

Много зависит от стратегии, которую выбирает сценарист в целом. Если человек выбирает путь от ассистента до шоураннера – он идет работать на студию. Сначала стажером, потом становится ассистентом, потом младшим сценаристом в командах (расписывать историю, придуманную другими), потом растет. Кто-то к финалу доходит до позиции главного автора, который пишет историю, и шоураннера, который запускает и ведет весь проект. Кстати, не всегда шоураннер делает свой собственный проект и не всегда автор становится шоураннером того, что написал, – это зависит от человека. На этом пути сценаристу агент вообще не нужен, потому что он вписан уже в систему на определенном проекте, менеджер может быть нужен, если автор параллельно пишет on spec что-то свое в надежде продать и запустить. Нужен только lawyer, чтобы проверять его ежегодный контракт. Если автор WGA (Writers Guild of America - ред.), то и lawyer не нужен (за работу на студии в составе команды начисляются баллы – чтобы попасть в WGA, таким образом, надо работать несколько лет на позициях не ниже младшего сценариста). Контракт будет WGA стандарта, где автор защищен со всех сторон. Такая карьера от ассистента до главного автора занимает лет 10-15. Плюсы: автор все время получает зарплату, которая от года к году растет, конечно, но все равно очень маленькая. Пока не доверят серии писать, – тогда начинаются пряники. Оплата каждой серии не меньше WGA минимума и «зеленые конверты» - отчисления с повторных показов и продаж на другие национальные рынки. Минусы: надо каждый день ходить на работу как в офис, писать «отсюда и до того столба». Не всем подходит, короче. Мне такое предложили в 2012 году на FX – я отказалась. Потому что сразу было ясно, что сойду с ума и все возненавижу через два месяца. На эти позиции попадают прямо из киношкол через вакансии «ридеров», которые обязаны читать весь самотек, или ассистентов без оплаты, либо – screenwriters fellowships, которые есть при всех больших студиях. Туда набирают через конкурс.

Либо автор выбирает более вольный, но и более рискованный во всех отношениях путь – быть «одиноким рейнджером». Это когда сценарист решает писать на свой страх и риск. Тут каждый сам себе стратегию изобретает. Некоторые в конкурсах участвуют в надежде, что их заметят (спойлер: 90 % конкурсов, которые принимают сценарии со всего мира за 50-70 долларов, созданы с одной целью – собирать эти самые 50-70 долларов, некоторые особо циничные потом еще предлагают за 20-30 долларов купить у них письмо, что победил). Конкурсов, которые реально могут что-то решить для автора, очень мало. Буквально «николс» и «остин» (Academy Nicholl Fellowships и Austin Film Festival – ред.). Другие выбирают стратегию производить написанное самостоятельно – продюсировать. Искать деньги на разные этапы работы разными способами – от краудфандинга до специальных венчурных фондов, которые выдают их начинающим.

Соцсети могут тут оказать полезную услугу?

Начинающим авторам – да (брендовым авторам это, само собой, неважно, в них и так уже все уверены). Любому key creative на проекте хорошо иметь более 20 тысяч подписчиков в соцсетях – совокупно любых, полученных «органическим ростом» (честный контент – реакция), потому что есть мнение, что любовь аудитории - это единственное, что нельзя подделать. Любые рекомендации можно получить по знакомству, маркетологи постоянно ошибаются о том, «что людям надо». Продюсер, даже когда рядом с автором стоит агент и гильдия, свидетельствуя «этот чувак умеет писать», все равно покупает кота в мешке, если речь не о ветеране бизнеса, с длинной фильмографией. А тут впервые появился шанс увидеть, что автор в течении долгого времени может создавать годный контент, который людям интересен. Аудитория же всегда знает, что ей надо. Если человек стабильно собирает аудиторию в социальных сетях, значит может стабильно генерировать интересным именно этим людям контент. Это сейчас лучшая из возможных рекомендаций, потому что не нужно гадать, понравится людям то, что этот человек делает или нет. Им уже очевидно нравится. Проект, который в целом имеет от 200K подписчиков (либо кто-то из его key creatives), имеет преимущества. И так идут шагами – снимут тизер на краудфандинг, идут к инвесторам – получат на следующий этап работы, сделают его – идут уже к большим продакшенам, получают средства на следующий этап, потом уже к мейджорам в поисках дистрибуции. Путь сложный, но человеку, который его прошел, сняв фильм за 100 тысяч долларов и получив от проката больше затраченной суммы (неважно сколько, главное, что вернул потраченное, а если еще и заработал, так вообще молодец, а если много заработал – сразу звезда, а если пошел в мировую дистрибуцию – вообще сразу топ) – открываются все двери, потому что очевидно же молодец. Хочу, могу и буду.

А как действовать иностранным авторам?

Для иностранных авторов путь немного другой. Как правило, они приезжают в Голливуд по приглашению. Уже сделав что-то на национальном рынке, что было замечено, - собрало большую кассу, пошло на международном рынке или стало международной франшизой. Такие авторы уже обычно знают, с кем будут работать. Кто будет им помогать адаптироваться, потихоньку преодолевать языковые и культурные ограничения, вникать в то, как все устроено. Судя по авторам с тем же путем, что у меня, которых я встречала, переходный период может длиться до 7 лет. Но так в среднем 2-3 года адаптации, работы над фрагментами, иногда редактирования (потому что навык строить историю может быть отработан, но писать художественный текст язык не позволяет пока), потом потихоньку начинают писать свое. Кто в команды идет работать, кто сам.

Расскажите о вашем опыте сотрудничества с агентом/менеджером, т.е. с человеком, который продает труд сценариста?

У меня пока есть только entertainment lawyer, потому что компания, которая заказывала мне сценарий, и так меня знала. И заказы, которые я получила потом, также пришли через знакомых. Но в этом году мне нужно найти себе адекватный representation. Фокус в том, что адвокаты и менеджеры, которые только начинают работать и берут начинающих авторов (да вообще всех подряд, потому что за трансфер - переход автора к другому менеджеру - надо платить, и есть определенная категория этих «репов» (representation – ред.), которые «живут на трансферы») – не имеют уровня связей, которые могут реально помочь автору. А те, у кого этот уровень уже есть, берут только авторов, которые уже зарабатывают деньги, к ним нужно обращаться по поводу уже найденных сделок с просьбой их оформить – принести «низковисящий фрукт». Тогда они тебя возьмут и будут гарантировать твое качество своим клиентам – большим студиям. Есть такое выражение: «тебе действительно нужен агент, когда тебе уже не нужен агент». Вот это об этих ножницах.

О юных героях

Режиссер Эдуард Бордуков снимет фильм «Клятва» о подростках - героях войны. Лента будет приурочена к 75-летию Сталинградской битвы.

«Сценарный агент» готовится к старту

В летнем интенсиве «Сценарный агент» примет участие одна из ведущих российских адвокатов Светлана Горбаткова.

Крепостная дворянка

Подошли к концу съемки исторического сериала «Вольная грамота», производство кинокомпании «Щука». Сценарий написала Ольга Собенина, сотрудничающая с «Агентством Стардаст», в соавторстве с Александром Архиповым.

Читайте также

Летний интенсивный курс «Сценарный агент», который организуют «Агентство Стардаст» и Высшая школа кино «Арка», поможет в кратчайшие сроки освоить уникальную и востребуемую профессию.


Начались съемки 4-серийного детектива «Алтарь Тристана», производство «Марс Медиа». Сценарий написали Белла Прибылова и Ольга Ларионова, которых эксклюзивно представляет «Агентство Стардаст».


«Кинотавр-2017» подвел итоги. Картина Романа Волобуева получила специальный диплом жюри.


Новый фильм «Турецкое седло» режиссера Юсупа Разыкова отмечен на кинофестивале «Кинотавр-2017» двумя дипломами.